Образование ассоциаций (лат. associatio – соединение) — установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого. Аристотель считал, что основой ассоциации является установление сходства и различия между представлениями.

Виды:

Было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциаци:
- по сходству (красное — пурпурное);
- по контрасту (большое — маленькое);
- по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит);
- причинно–следственные (сильный ветер — озноб).

Также было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Реминисценция (лат. reminiscor – припоминаю), исследованный сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. заключается в том, что воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

Закон А. Йоста (1895 г.) — мнемическая эмпирическая закономерность, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.

Эффект Зейгарник открыт Б.В. Зейгарник (1900–1988), советским психологом и патопсихологом. Это феномен памяти, в соответствии с которым эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, не разряжается при незаконченном действии.

Гало–эффект (англ. halo – ореол, сияние и лат. effectus – действие, результат) — влияние общего впечатления о человеке (или событии) на актуальное восприятие и/или воспроизведение из памяти его частных характеристик.

Проактивное торможение (лат. pro – перед чем–то + activus – деятельный) — затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности. Это происходит тем более выражено, чем более схож новый материал с тем, который был уже заучен.

Ретроактивное торможение (лат. retro – назад + actio – действие) — негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности (при значительной ее интересности, связью с эмоциями, или повышенных требованиях к энергозатратам). В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов.

Запредельное торможение (охранительное торможение) — форма коркового торможения, которая представляет собой развитие процессов торможения деятельности нервных клеток головного мозга при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой границы.

Эффект, который получил название вспышек памяти, был открыт канадским нейрохирургом У. Пенфилдом (1891–1976). Это — внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга.

Интерференция (лат. inter – взаимно, между собой + ferio – ударяю, поражаю), исследованная Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером (1900 г.), представляет собой взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере. Обусловлено ограниченным объемом распределяемого внимания. Наиболее часто проявляется при ухудшении запоминания новой информации, когда она взаимодействует с уже имеющейся, но логически с ней не связанной. Это объясняется тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению ассоциативных связей.

Позиционная кривая — зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Имеет U–образную форму: в силу «эффекта первичности» хорошо запоминаются первые элементы, а в силу «эффекта недавности» хорошо